2005 - Переход к мировой практике реабилитации и выплат | 
|
На вопросы корреспондента МА отвечает руководитель Департамента организации страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Фонда социального страхования РФ Игорь Григорьевич Барановский.
МА: Появились ли за последний период в ФCC РФ новые нормативные документы, направленные на улучшение социального страхования работников?
И.Г. Барановский: В соответствии с бюджетом Фонда социального страхования на 2005 год Правительством РФ было принято постановление
No 360 от 7 июня 2005 года «Об утверждении правил частичного финансирования в 2005 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников». С 2001 года в региональных отделениях Фонда по субъектам РФ предприятиями уже проводятся мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это ежегодные мероприятия, которые позволяют работодателю использовать часть средств Фонда социального страхования на те предупредительные меры, которые он должен направлять из своих средств. В первую очередь, это медицинский осмотр работников – важнейшая задача на сегодняшний день.
В реализации тех задач, которые были поставлены Президентом РФ в послании Федеральному собранию, большое значение придается профилактике здоровья работающих. Я считаю, что сегодня на это должно быть обращено особое внимание с учетом той ситуации, которая складывается в России. Эти меры позволяют работодателю проводить медицинские осмотры людей, работающих во вредных и опасных условиях. По различным данным Фонда социального страхования, Инспекции труда, Госкомстата России на сегодняшний день во вредных и опасных условиях по России работает около 10 миллионов человек. Это говорит о том, что, прежде всего, необходимо предупредить заболевания, максимально помочь в лечении и только после этого производить выплаты. И мы стараемся по возможности использовать средства для предупредительных мероприятий.
Также перечень предупредительных мер включает в себя проведение санаторного лечения работающих во вредных условиях. Если у человека есть предпосылки к профессиональному заболеванию, должны быть проведены медицинские осмотры, но по различным причинам из-за отсутствия средств на лечение обеспечение санаторного обслуживания работников не производится. Мы бы хотели, чтобы в результате медицинского осмотра, нуждающаяся категория людей была обязательно выявлена и отправлена на санаторно-профилактические лечения. Это тоже очень важный момент. Еще большее значение придается приобретению средств индивидуальной защиты.
Весь перечень предупредительных мер был утвержден приказом Министерства здравоохранения 24 июня 2005 года No 420 и направлен во все субъекты РФ. По нему уже начата работа. Документы отработаны в целом ряде регионов и отправляются на согласование в Фонд социального страхования. Работодатель сам составляет план по необходимым мероприятиям и рассчитывает сумму средств, которая зависит от средств, перечисленных в Фонд социального страхования в 2004 году. Допустим, если перечислен 1 млн. рублей, то 20 % от этой суммы работодатель может использовать на предупредительные меры за счет средств Фонда. Работодатели считают, что это одна из самых действенных мер, которые позволяют и ему самому, и работникам продуктивно решать данную проблему.
МА: Что вы можете рассказать о скидках и надбавках для предприятий?
И.Г. Барановский: Этот вопрос поднимается ежегодно – устанавливаются скидки и надбавки работодателю. На сегодняшний день идут последние согласования по скидкам к страховому тарифу. Работодатель вправе претендовать на скидку, например, до 40 %. Это та сумма, которую он может сэкономить за счет страхового тарифа.
Что касается других нормативных документов по несчастным случаям, то их нет. Но сегодня Фонд готовит изменения в Федеральный закон No 125-ФЗ, руководствуясь которым по договоренности с Минздравом будут вноситься изменения по несчастным случаям, начиная с осени 2005 года. Внимание будет акцентировано на тех вопросах, в решении которых наблюдаются пробелы. Мы хотели бы усилить ответственность самого застрахованного за соблюдением правил техники безопасности, потому что на одной из частых причин несчастных случаев на рабочем месте является нетрезвое состояние работников. Парадоксально, что люди, которые работают и соблюдают дисциплину, при выходе на пенсию получают по старости значительно меньшую сумму, чем те лица, которые не всегда добросовестно относились к своим обязанностям, а сегодня получают и пенсию, и возмещение вреда. Случается, что работнику причинен вред только лишь по его собственной вине. Поэтому есть предложения о внесении изменений по целому ряду статей.
Мы хотели бы внести в Закон, как норму, финансирование предупредительных мер, которое определяется ежегодным бюджетом Фонда социального страхования на очередной финансовый год. Страховщик по Федеральному закону No 125-ФЗ обязан в соответствии со статьей 1 проводить мероприятия, направленные на снижение производственного травматизма. Это позволит Фонду социального страхования действенно заниматься формой предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это те нормативные документы, над которыми ведется работа - уже есть постановление правительства, перечень предупредительных мер, и происходит обработка данных документов.
МА: Какие нормативные документы готовятся в настоящее время?
И.Г. Барановский: Мы хотели бы предложить новую методику скидок и надбавок. Во-первых, необходимо учитывать смертельные случаи на производстве. Во-вторых, изменить ситуацию, которая существует по старым случаям. То есть, не брать все случаи, которые произошли до вступления в силу Федерального закона, так как они идут в расчет страхового тарифа, а для скидок установить срок – три года. Необходимо выборочно брать средние данные именно за этот период. Это даст возможность более объективно оценивать работу страхователя по условиям труда – количество несчастных случаев, проведение аттестации рабочих мест, медицинские осмотры – все это позволит тем, кто начинает больше вкладывать в охрану труда, получать скидку. И еще мы хотели бы дифференцировать саму скидку в процентном отношении от 1 до 100. На сегодня аттестация рабочих мест составляет 30 %, но она взята из тех данных, что давало в свое время Министерство труда. Этот показатель был взят как усредненный для скидок. Я считаю, что это неправильно. Нужно брать дифференцированно. Например, если проведено 25 % аттестации рабочих мест, тогда вообще не рассматривать данный вариант. Начиная от 25 % и выше, за каждый процент добавлять дополнительные баллы, чтобы работодатель был заинтересован работать в этом направлении. Такие предложения внесены в методику, которая подготовлена Фондом. Первый вариант мы уже направили в Минздравсоцразвития России и надеемся, что эти документы осенью будут тщательно рассмотрены, по ним будут сделаны экспертные заключения. Надеемся, что в 2006 году эта методика уже будет работать. По другим вариантам нормативных документов мы сегодня не готовим.
МА: Вы все время обращаетесь к Федеральному закону No 125-ФЗ. А что, по-Вашему мнению, необходимо в нем изменить?
И.Г. Барановский: Закон работает нормально. Конечно, есть претензии к отдельным его статьям. Ведь закон не догма, он постоянно меняется. Происходят поправки в законодательных документах. Конечно, хотелось бы, чтобы этот закон шел в ногу со временем, поэтому мы вносим поправки в некоторые статьи. Но хочу подчеркнуть, что этот закон не будет направлен на ужесточение мер по отношению к пострадавшим. Мы просто хотим потребовать от самого застрахованного лица не только иметь права, но и обязанности. На сегодняшний день есть много вопросов, которые вызывают сомнение о классификации конкретных случаев как страховых. Конечно, все это повлечет за собой изменения в Трудовом кодексе. Так что проекты по усовершенствованию нормативной базы в социальном страховании готовятся.
Но хочу обратить внимание на ряд противоречий между законами. Например, на сегодняшний день есть Федеральный закон No 122-ФЗ, «О монетизации льгот», и есть Федеральный закон No 125-ФЗ. В них существует целый ряд статей, которые повторяют друг друга. Например, обеспечение транспортными и протезно-ортопедическими средствами. По Федеральному закону No 122-ФЗ человек проходит как инвалид, а по Федеральному закону No 125-ФЗ – как пострадавший от несчастного случая на производстве. Фонд социального страхования оценивает состояние человека по степени утраты профессиональной трудоспособности. Поэтому нужно сверять целый ряд документов и норм. Бывают случаи, когда один и тот же человек по разным законам может пользоваться какими-то льготами. Хотя Федеральный закон No 125-ФЗ говорит о том, что человек должен определиться и пользоваться льготами в каком-то определенном месте. Необходимо прописать нормы, чтобы можно было проследить, как человек, на основании того или иного закона, их использует. Важно, чтобы пострадавший понимал, где лучше оформить льготы – должна проходить работа с людьми, наши региональные отделения должны это объяснять на местах. Если вносить изменения, то они потребуют внесения изменений и в документы по нормам, и по порядку выплаты. …Хочу отметить, что документы работают нормально, просто есть непонимание или неправильное толкование буквы закона разными службами. Например, много проблем существует с тем, что судебные органы иначе толкуют понятие «застрахованный». В целом ряде субъектов федерации суды действительно принимают позицию Фонда и считают, что человек, который не был застрахован вчера – сегодня не может получать возмещение вреда. В других субъектах федерации суды говорят о том, что такая позиция неправильна, и человек должен обеспечиваться по закону, хотя он не является сегодня застрахованным. Подчеркиваю, что лица, которые получили травмы и являются сегодня инвалидами, все равно получают свои льготы по протезированию, медицинскому или санаторно-курортному лечению. Эти люди не выброшены из жизни, они могут через социальную защиту иметь ряд льгот. Да, обобщение судебной практики, действительно проблема. И мы обращаемся в Верховный Суд России с тем, чтобы провести Президиум по обобщению практики по Федеральному закону No 125-ФЗ. Если мы возьмем судебное решение целого ряда субъектов РФ по аналогичным случаям, они могут быть взаимоисключающими. Верховный суд обещал проведение такого пленума еще в 2003 году, потом это было перенесено на 2004 год, но пока он проведен не был. Уверен, если бы это мероприятие все-таки состоялось, нам было бы легче работать, а людям проще объяснить, почему мы не можем решить ту или иную проблему. Суды на сегодняшний день завалены исками по тем случаям, которые произошли еще в 1940-1950 годах! Люди никогда не получали возмещения вреда, в тот момент существовали очень жесткие правила – если человек был виноват, он не мог получить возмещения. У многих сохранились акты Н1 на руках, люди идут в органы МСЭ, где назначается процент утраты профессиональной трудоспособности. Но человек уже как минимум 20 лет не работает на предприятии, он состарился. Что же он утратил? Человек работал до пенсии, получал заработную плату, значит, он мог потерять только здоровье, если ему был причинен вред. Вот здесь и нужно вносить изменения в закон, что лица, которые уже вышли на пенсию, получившие вред на производстве, но не потерявшие заработки, могут получить возмещение каких-то видов расходов, которые связаны с их медицинской и социальной реабилитацией. Это может быть лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение – в этом случае подход был бы правильным. Ведь сегодня и молодым людям, которые пострадали, нужно возмещать утраченный заработок.
МА: Что Вы можете сказать о лекарственном обеспечении?
И.Г. Барановский: В компетенцию Фонда входит контроль за лекарственным обеспечением лиц, пострадавших от несчастных случаев. Есть программа «Реабилитация пострадавшего». И если в этой программе написано, что человек нуждается в лекарствах, то у нас нет ограничения, как по Федеральному закону No 122-ФЗ, и выписывается и оплачивается ЛС по тем нормам, которые указаны в программе. Фонд социального страхования при предоставлении счетов из аптеки, где человек получил лекарства, оплачивает все в полном размере. Конечно, стоит обратить внимание на то, что оплачивается только то лекарство, которое касается болезни в результате несчастного случая на производстве, и выписанное лечащим врачом. В этом случае у нас нет ограничений или какой-то ценовой политики. Если человеку нужно больший перечень лекарств для реабилитации, он обращается в комиссию Медико-социальной экспертизы, которая и должна определить, действительно ли это необходимо. ФСС на сегодняшний день исполняет часть обязательных мероприятий, прописанных в Федеральном законе No 122-ФЗ. Мы взяли на себя санаторно-курортное лечение, протезно-ортопедическое обеспечение, обеспечение слуховыми аппаратами.
МА: Люди зачастую даже не знают, чем занимаются различные Фонды. Какие плюсы Вы можете отметить в работе ФСС и в руководимом Вами Департаменте?
И.Г. Барановский: Существенных изменений за прошедший год не произошло. Два года назад мы внесли изменения в Федеральный закон No 125-ФЗ, подкорректировали вопросы назначения страховых выплат. Вот это я считаю существенным. Ранее некорректно был прописан «перерасчет ежемесячных страховых выплат» - можно было делать несколько перерасчетов, которые в итоге были непонятны. Сегодня мы внесли изменение по норме, которая позволяет четко сказать, что если человек выбрал определенный период, мы производим выплаты. Это первая конкретная задача. Проведена работа по ст. 12 – размер ежемесячной страховой выплаты; как его определять и исчислять. Это был очень сложный вопрос. Закон был написан на основании правил о возмещении вреда, которые существовали до 2000 года, поэтому целый ряд статей был не очень корректен. Изменились многие нормативные документы, поэтому произошел целый ряд изменений, которые прописали более четкий расчет. Очень важным моментом стало внесение изменений в Федеральный закон No 125-ФЗ «Лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или восстановления стойкой утраты профессиональной трудоспособности». Раньше Фонд социального страхования на первом этапе, когда произошел несчастный случай, не мог производить никакие выплаты. В частности, по лечению самого человека. Например, если нужна была операция, Фонд не имел права оплачивать эту операцию. Сегодня Фонду дано такое право, которое определяется правительством РФ, а региональным отделениям Фонда разрешено производить выплаты на сложные операции. Это немаловажно. Закон должен иметь три направления. Первое: предупреждение, то есть все мероприятия, связанные с предупредительными мерами для предотвращения несчастного случая. Второе: если все-таки произошел несчастный случай, – необходимо лечение. Максимальное вложение денег должно произойти на первом этапе, чтобы человека можно было вылечить и добиться самого низкого процента утраты трудоспособности для последующего возвращения на прежнее рабочее место или для освоения новой профессии. И третье. Существуют ситуации, когда уже невозможно ничего сделать, впереди инвалидность: тогда следует рассматривать выплаты страхового обеспечения. Именно в таком контексте и нужно рассматривать Федеральный закон No 125-ФЗ. Я уверен, что нужно переходить к мировой практике реабилитации и выплаты, ведь именно на реабилитацию мы возлагаем большие надежды. Сегодня уже подготовлен пакет изменений по этому Закону, которые, по нашим предположениям, осенью должны быть внесены правительством в Государственную думу.
Елена САВЧЕНКО Источник: www.mosapteki.ru |