Въехали!… Что дальше? | 
|
Как грамотно вести себя в случае дорожно-транспортного происшествия, чтобы без лишней волокиты и трудностей получить необходимую сумму для восстановления своего застрахованного автомобиля?
Итак, ДТП.
Не накаляя обстановки, познакомьтесь со вторым участником аварии. Но, проявляя максимум доброжелательности и готовности идти на контакт, не надейтесь на сознательность и отзывчивость «доброго дяди», который предлагает все решить между собой, не привлекая ГИБДД и страховые компании, даже если он обещает отдать в залог паспорт, права или другие документы. Слишком много случаев, когда автовладельцы, согласившись на урегулирование вопроса «по совести», не получали в итоге ничего, кроме пустых обещаний, или даже угроз. Ни в коем случае не давайте на месте аварии никаких письменных обязательств о возмещении ущерба. Любая авария — это стресс для ее участников, и, находясь в стрессовом состоянии, трудно объективно оценить ситуацию. При спокойном квалифицированном разборе может оказаться, что виновны вовсе не вы, а другая сторона или присутствует обоюдная вина. Лучше сразу, не особо вдаваясь в детали, вызвать ГИБДД, а если есть пострадавшие — и «Скорую помощь».
В ожидании ГИБДД.
Включите световую аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки. Не убирайте с места происшествия транспортные средства участников ДТП, поддаваясь на уговоры окружающих освободить проезжую часть. Тем самым вы лишаете себя возможности доказать степень вины или невиновность в случившемся. Если у вас оказался с собой фотоаппарат, сделайте несколько снимков. Это поможет потом более грамотно оценить ситуацию и, если нужно, аргументировано защититься от необоснованных обвинений.
Позаботьтесь о свидетелях ДТП. Ими могут быть пешеходы, водители рядом идущих машин, чьи координаты вы успели запомнить или записать, и, наконец, пассажиры вашего автомобиля.
На осмотре места ДТП.
Примите активное участие в составлении схемы ДТП. Внимательно отнеситесь к замерам, совершаемым сотрудниками ГИБДД, и фиксации их на схеме: начало и окончание следов торможения, место столкновения, качения, юза должны быть привязаны к какому-нибудь стационарному объекту, например, к углу здания.
Если есть необходимость, требуйте приобщения объяснений свидетелей к материалам административного дела при дальнейшем разборе в ГИБДД.
Если вы имеете полис добровольного страхования автомобиля и ваш автомобиль поврежден не в результате ДТП, а, например, на автостоянке, где его «тюкнула» неизвестная машина или вы просто не вписались в гаражные ворота, — все равно нужно позвонить в ГИБДД. Скорее всего, вам предложат не дожидаться долго и мучительно их сотрудников на месте происшествия, а подъехать к ближайшему посту ДПС, и там оформить справку о происшествии. Но в любом случае, обратиться в ГИБДД необходимо. Без их документов страховая компания не имеет права оплатить ущерб.
Техника быстрого получения выплаты по добровольному страхованию автотранспорта.
Если ваш автомобиль застрахован по риску «автокаско», (гарантирующему возмещение в случаях причинения ущерба застрахованному транспортному средству, а также в случаях угона автомобиля), то эти советы — для вас. Как только станет возможным, сообщите о случившемся в свою страховую компанию. Там скажут, куда и когда подъехать, чтобы написать Заявление на страховую выплату. В первое же посещение страховой компании обязательно возьмите с собой документы, подтверждающие право собственности на пострадавшее имущество.
Работники ГИБДД должны выдать справку «Приложение №3 (или №12) к Инструкции». Она необходима для получения выплаты в страховой компании, если транспортное средство повреждено в результате столкновения, наезда, опрокидывания или при ДТП. Впрочем, бывают случаи, когда требуется справка не из ГИБДД (или не только из ГИБДД):
- при повреждении транспортного средства в результате пожара, возгорания, короткого замыкания — нужно обращаться в государственную противопожарную службу;
- при повреждении автомобиля в результате непреодолимой силы стихии (обвал на горной дороге и т.д.) — в орган, осуществляющий надзор и контроль над состоянием окружающей среды;
- если автомобиль похищен или пострадал в результате противоправных действий третьих лиц — в следственные органы МВД;
- если пострадало здоровье людей — в медицинское учреждение.
Каждая из этих организаций выдаст официальный документ, содержащий дату, место, обстоятельства происшествия, причины, приведшие к несчастью. Для получения выплаты в страховой компании, необходимо оформить следующие документы:
- письменное заявление страхователя, выгодоприобретателя или их представителя;
- документы из вышеперечисленных органов, подтверждающие наступление страхового случая. Иногда необходимо предъявить более одного документа. Например, в случае возгорания автомобиля в результате противоправных действий третьих лиц (поджога) — из органов госпожарнадзора и из следственных органов МВД;
- страховой акт, составленный представителем страховщика;
- акт оценки ущерба независимым экспертом.
К оценке ущерба, причиненного транспортному средству, стоит отнестись как можно тщательнее. Прежде чем обращаться в автоэкспертное бюро, лучше посоветуйтесь с представителем Отдела выплат вашей страховой компании. Далеко не все бюро имеют достаточно высокий профессиональный уровень.
Если ваш автомобиль был поврежден в результате ДТП, и вы были пострадавшим, то на проведение экспертизы необходимо пригласить виновника аварии. Время и место экспертизы нужно обговорить с ним и сотрудником независимой экспертизы заранее. Кроме того, отправьте в адрес виновника аварии телеграмму с уведомлением, где укажите место, время проведение экспертизы, марку и номер автомобиля, по которому будет оцениваться ущерб. Таким образом, можно документально подтвердить факт приглашения заинтересованной стороны на осмотр, даже если тот не посчитает нужным приехать.
К оформлению документов нужно отнестись как можно серьезнее. Многие случаи невыплат по страховым событиям связаны как раз с тем, что владельцы застрахованных автомобилей не уделили этому должного внимания. Например, не обращаются в ГИБДД, если происшествие произошло на пустынной дороге, второй участник признал свою вину, и написал об этом расписку. Или не считают нужным обращаться в пожарную часть, если возгорание автомобиля потушено своими силами. Поверьте, от того, насколько серьезно вы отнесетесь к сбору необходимой для проведения выплаты документации, зависит и то, как быстро вы получите деньги.
Некоторые дополнения, касающиеся «автогражданки».
Если у вас есть только полис страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (ОСАГО), но сама машина не застрахована, или вы пострадали от автомобиля, застрахованного по «автогражданке», необходимо помнить:
- На месте аварии необходимо вместе со вторым участником заполнить бланк «Извещения о ДТП». Этот бланк является самокопирующимся, и каждый получает по одному экземпляру, подписанному обоими участниками аварии. По возможности, попросите заверить заполненный бланк сотрудника милиции, приехавшего на место ДТП.
- Заполненный бланк «Извещения о ДТП» каждый из участников отсылает или отвозит в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента аварии.
- Участник аварии, считающий себя пострадавшим, в течение тех же 5 рабочих дней должен обратиться в страховую компанию второго участника и написать заявление на выплату. Страховая компания организует оценку ущерба пострадавшего, но этот ущерб будет оплачен только тогда, когда он предъявит «Постановление по делу об административном правонарушении», выданное после разбора в ГИБДД, где будет указанно, что он действительно является пострадавшим, а не виновником аварии.
Но все может быть значительно проще.
К сожалению, далеко не каждый из нас способен четко сориентироваться в стрессовой ситуации. О том, как вести себя в случае дорожного происшествия, водителей информируют практически в любой страховой компании. Подробные инструкции прилагаются к страховому полису, но, как правило, автомобилисты читают их лишь после того, когда авария стала свершившимся фактом, и ошибки, допущенные страхователем на месте ДТП, трудно исправить. Вот почему присутствие на месте происшествия представителя страховой фирмы для многих автомобилистов просто необходимо. С этой целью в СФ «СТИФ» создана круглосуточная Служба аварийных комиссаров. По первому звонку страхователя на место аварии оперативно выезжает представитель СФ «СТИФ». Аварийные комиссары (высокопрофессиональные сотрудники, не один год проработавшие в ГИБДД) помогают урегулировать ситуацию, грамотно оформить бумаги, вовремя подскажут, куда обращаться, какие заявления писать, какие справки собирать: Кроме того, как показывает практика, это еще и хорошая психологическая поддержка для человека, попавшего в стрессовую ситуацию в результате ДТП.
В заключении, хочется напомнить, что любая страховая компания работает, опираясь на определенные нормы и законы, установленные государством. Как бы ни были уверены сотрудники компании в правоте своего клиента, без грамотно оформленных документов они просто не имеют права оплатить ущерб. Поэтому, постарайтесь серьезней отнестись к правилам страхования и получения страховых выплат, и это позволит без задержек получить средства, необходимые для восстановления автомобиля. Источник: stif.ru |